Всякое упоминание о Вальпургиевой ночи ассоциируется если не с ведьмами и шабашем и прочей нечистой силой, то уж точно с чем-то таинственным и мистическим. Вальпургиева ночь очень древний праздник, дошедший до нас от предков-язычников. Как и большинство языческих праздников отмечался он исключительно ночью. Сегодня редко кто знает настоящую историю этого праздника и тем более, празднует его так, как это делали наши предки. Торжество это посвящено богам, которые даруют земле плодородие. И время здесь выбрано не случайно: в этот период начинается настоящая весна, зарождается новый урожай. Когда же, как не в этот период стоит задобрить богов, чтобы те даровали хороший обильный урожай и крепкое здоровье людям? Язычники с особым размахом отмечали этот весенний праздник, что и дало начало народным поверьям о шабашах. Люди не смогли сразу отказаться от обрядов язычества в пользу христианства. Мы знаем множество примеров тесного переплетения старых языческих поверий и «новых» христианских традиций. Несмотря на строжайшие запреты, люди продолжали собираться в самых недоступных местах, чтобы как следует, с весёлыми песнями и плясками встретить этот праздник. Соответствующая обстановка (дикая нелюдимая местность) лишь способствовала распространению различных рассказов о ведьмах, которые собираются в Вальпургиеву ночь на свой главный шабаш.
Первые официальные упоминания об этой мистической ночи появились в стародавние времена, ещё в протоколах средневековой инквизиции. Нынешнее же название этому древнейшему торжеству дали немцы. У людей непосвящённых в историю этого праздника, наверняка вызовет удивление тот факт, что он так назван в честь Уимбурнской монахини (Англия), святой Вальпурги (в некоторых источниках встречается написание «Вальбурга»). Родилась она около 710 года и была весьма знатной британкой. Отец поручил свою одиннадцатилетнюю дочку заботам аббатисы из Уинборнского монастыря. Вальпургия прожила там целых 37 лет. В 748 году её родной дядя Банифаций решил создать систему монастырей в Германии. По его прошению, аббатиса послала Вальпургию в Германию вместе с миссионерками.
В дороге их корабль застал сильный шторм, монахиня прямо на палубе бросилась на колени и море сразу успокоилось. В Германии Вальпургию встретили с огромным почтением и благоговением. С тех пор она считается покровительницей моряков. Далее Вальпургия становится аббатисой монастыря в Хайденхайме. Её многочисленные чудеса и благодетели принесли ей большую славу. После смерти монахини в 777 году, чудеса стали понемногу забываться. Когда епископ начал восстанавливать церковь и монастырь, рабочие осквернили ее могилу. Ночью епископу явилась её грозная тень, напугавшая его до полусмерти. В скором времени (как говорят, именно 1 мая) останки Вальпургии перевезли в Айштадт и положили в пустоту скалы. После этого из этой скалы стало вытекать целебное масло, которое помогало от многих недугов. Вальпургию канонизировали и причислили к лику святых. Позднее останки монахини развезли по разным населённым пунктам Германии. Днём святой Вальпургии считается 1 мая. Появление тени покойной Вальпургии стало причиной возникновения различных толков о ней. Постепенно сплелись воедино христианские и языческие мотивы, и имя провидицы Вальпургии получил главный праздник всей нечисти. Ещё в средние века верили в то, что в Вальпургиеву ночь ведьмы Германии и Скандинавии садились верхом на свои мётлы и слетались на шабаш, проводимый на горных вершинах. Наибольшим успехом среди них пользовалась «лысая» гора – Броккен. Именно там собиралась вся «элита», которая праздновала в диких плясках и пирах.
Называют и другие «популярные» лысые горы, одна из них в Киеве. Ведьмы насылали порчу на скот и людей, пытались помешать течению весны. Накануне Вальпургиевой ночи во всех селениях проводили магические церемонии изгнания ведьм. Считалось, что в эту ночь нельзя из дома выходить без света. Наибольшая опасность грозила мужчинам, так как ведьмы не забыли, что инквизиторами, приговаривавшими их подруг к смерти, были именно они. Если кто-то из мужчин осмелится выйти ночью без света, то ведьмы непременно схватят беднягу, разорвут на мелкие кусочки и раскидают их в местах, где были совершены самоубийства. В течение суток (до полуночи 2 мая) люди опасались пить проточную воду. Так они старались уберечь себя от летней засухи и смерти во время весенних паводков. А также от горя, безденежья и болезней. Поэтому люди заранее запасались водой, чтобы её хватило на целые сутки. Не пили в это время проточную воду и для того, чтобы не беспокоить водяных, которые в первые дни мая занимались очищением своих владений от всякого мусора, набросанного людьми.
В Северной и Центральной Европе Вальпургиеву ночь отмечают, как праздник весны. Люди зажигают огромные костры, чтобы защитить себя от ведьм, собирающихся на шабаш. Программа этого праздника не менялась уже больше 100 лет. В неё входят выступления студенческих хоров, традиционные праздничные костры и игры. С заходом солнца во многих европейских странах люди обычно начинают кричать и жечь петарды. Ведь шум – это лучшее средство от злых духов. По мере развития неоязыческих движений, сект и оккультных организаций этот праздник стал уже интернациональным.
Вальпургиева ночь нашла свое отражение во многих памятниках искусства. Среди самых известных, конечно же, «Фауст» Гете, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Вальпургиева ночь» Г. Майнринка.
No man loves his fetters, be they made of gold.
Ни один человек не любит оковы, даже если они сделаны из золота.
Оставить комментарий