Недавно нашла в отсканировано-отфотографированном виде несколько страничек из The Graphic, еженедельной британской иллюстрированной газеты, издававшейся в XIX веке. Привлекли они меня не только стилем и годом издания (1874), но и тем, что на них я неожиданно обнаружила интерьеры Зимнего дворца. Вооружившись лупой, поисковиком и книжками по истории, я села изучать, с чем же был связан неожиданный всплеск интереса Великобритании к Петербургу (одно дело – политические вопросы, но ведь мне повстречалась целая серия иллюстраций с Невским проспектом и мертвыми кабанами (сюрприз-сюрприз!)). Оказалось, что дело было, как обычно, в любви.
Про родственные связи британской королевской семьи и Романовых в этом блоге уже писали, а вот принца Альфреда, герцога Эдинбургского, второго сына королевы Виктории и четвертого ребенка в семье почему-то забыли (хм, почему). Альфред был адмиралом Королевского военно-морского флота, увлеченным филателистом и путешественником, но для российского общества был более знаком в качестве супруга дочери Александра II, великой княжны Марии Александровны. Именно их свадьбе, произошедшей в январе 1874 года, и был посвящен целый номер газеты The Graphic, с упоминания о которой я начала свой рассказ.
Мария была сестрой будущего императора Александра III и приходилась тетей императору Николаю II. Брак, в который она и Альфред решили вступить, поначалу не был одобрен ни Викторией, ни Александром II, отчасти из-за недавней Крымской войны, отчасти от нежелания Александра отпускать дочь так далеко от себя. Впрочем, уговоры родственников и переписка сторон постепенно сгладила недовольство, а то, что в июне 1873 года герцог Альфред Эдинбургский при личной встрече получил от Александра согласие на брак, решило дело: о помолвке было официально объявлено.
Венчание состоялось 11 января 1874 года в Зимнем дворце, свадебные столы были накрыты в Георгиевском зале. Празднества охватили столицу на весь месяц; несмотря на то, что королева Виктория и отказалась присутствовать на бракосочетании, город посетило множество других иностранных гостей.
Пышная свадьба, прошедшая в Зимнем дворце и отмечавшаяся по всему городу, была одним из самых значительных явлений в сфере политических отношений России и Великобритании, предполагалось, что сближение правящих семей поможет улучшить нестабильную международную ситуацию.
К сожалению, (о, не читайте дальше, люди, полные надежд!) брак не только не спас ситуацию в аспекте политического взаимоотношения стран, но и сам по себе не улучшил объединенных собой людей, оказавшись несчастливым.
По окончании медового месяца молодожены переедут в Лондон, которому так и не удастся влюбить в себя Марию. У супругов будет пятеро детей, один мальчик и четыре девочки, но все внимание будет сосредоточено на наследном первенце: Мария Александровна посчитает образование излишним бременем для женщин. С годами отношения Марии и Альфреда ухудшатся. Герцогиня Эдинбургская постарается чаще навещать Россию, по которой будет скучать, и дочь Александра III Ольга будет описывать в своих дневниках ее приезды: «Я любила тетю Марию; не думаю, чтобы она была счастлива». Спасением от нелюбимой Великобритании для Марии станет герцогство Саксен-Кобург-Гота, которое Альфред получит в 1893 году, но облегчение от отъезда из Великобритании подлится недолго: в 1899 году после попытки суицида умрет ее сын, а через год от рака горла скончается ее супруг. Вдовой Мария останется в Кобурге и после смерти в 1920 году будет там похоронена.
Какой-то невеселый финал, а ведь начиналось весело и свадебно. Вот лучше, полюбуйтесь на романтично освещенный Невский проспект напоследок, все же эта статья первоначально была призвана привлечь внимание к тому, как выразительно в газетах XIX века, при отсутствии фотографий и мгновенно переданных новостей, была передана вся торжественность праздника.
Nothing venture, nothing have.
Ничем не рисковать значит ничего и не иметь.
Оставить комментарий