Любите ли Вы принимать гостей? А как бы Вам понравилось, если бы гости пришли в дом, когда Вас там нет? Ходили бы по комнатам в сопровождении, допустим, домработницы, рассматривали фотографии и личные вещи? В общем, вели бы себя как посетители в музее.
Если Вы – англичанин, то, думаю, Вы бы гордились собой и своим домом, раз он привлекает подобного рода «гостей». Ведь в этом случае Вы богаты, интересны и Вам завидуют.
Давняя английская традиция осматривать поместья знатных или просто богатых людей предшествовала появлению музеев. Хотя первый музей нового типа – Британский - открылся в Лондоне в 1753 году, в XVIII-XIX веках среди англичан «выходящих в свет» было популярно осматривать дома знакомых и незнакомых людей. Зачастую путешествующие по пригородам Лондона дамы и кавалеры не упускали случая восхититься богатством имений. Женщины и, да что уж скрывать, мужчины, могли таким образом удовлетворить своё любопытство. Ведь если хозяин не давал балы и обеды, и не являлся Вашим родственником, как ещё можно было узнать о нем? Только сходив на подобную «экскурсию». В эти далекие времена сложно было найти более интересное времяпрепровождение. Разве что балы могли соперничать по привлекательности.
Таким образом, экономки XVIII века были предшественниками современных экскурсоводов. Кто ещё мог рассказать о доме и его владельце так подробно, как это сделала бы прислуга, особенно если владелец имения был знаком ей с детства.
На эту немного странную для современного человека традицию я в первый раз обратила внимание, когда читала книгу Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Элизабет Беннет с тетушкой и дядюшкой едут осматривать дом мистера Дарси. И мисс Беннет надеется, что хозяина они не застанут:
«Увидев дом вблизи, Элизабет вновь испугалась мысли о встрече с его владельцем».
Немного странная для нашего современника мысль, если учесть, что героиня с родственниками собирались посетить это поместье первый раз. Но именно экскурсия по имению мистера Дарси и восхищенные речи экономки помогают героине узнать хозяина Пэмберли (название имения – прим.авт.) с другой стороны:
«Их вели из комнаты в комнату, и из каждой эти красоты выглядели по-иному и открывались все новые. Комнаты были прекрасными, с высокими потолками и с мебелью, соответствовавшей богатству владельца. Однако Элизабет заметила отсутствие пышности, бесполезной роскоши и отдала должное его вкусу».
У той же Джейн Остин, только уже в другом её знаменитом романе - «Разум и чувство» - мы прочитаем, что далеко не все англичане считали приличным заходить в дом к человеку, которому до этого не были представлены:
«Элинор ушам своим не верила. Она не могла даже вообразить, чтобы Уиллоби пригласил Марианну, а она согласилась войти в дом миссис Смит, с которой была совершенно незнакома».
«— Но мистер Уиллоби — единственный человек, имеющий право показывать этот дом, а раз мы ехали в кабриолете, никого третьего с нами быть не могло. Такого приятного утра я еще никогда не проводила!
— Боюсь, — сказала Элинор, — приятность еще не залог приличия».
Как бы то ни было и какие бы мнения на этот счет не высказывались, дефицит развлечений порой обязывал хозяев или слуг принимать в доме незваных гостей.
Мистер Сноб из «Книги снобов» Теккерея - один из самых знаменитых литературных героев-мужчин, которые наслаждались подобного рода экскурсиями. Он ходил в гости с познавательной целью, чтобы уловить мельчайшие детали, раскрывающие характер владельца поместья, и изобличить его в очередной статье для журнала «Панч».
«Такие подробности отнюдь не подавили во мне желания увидеть знаменитый замок Карабас, возможно даже, что они усилили мое стремление узнать побольше об этих величественных чертогах и их владельцах».
«Бедная старуха привратница, - сказал я про себя. - Ты и не подозреваешь, кого ты впустила: историографа снобов!»
От героя мы не услышим слов восхищения, скорее одни насмешки:
«Ужасная кровать! Если на одном конце ее было бы совершено убийство, то люди, спящие на другом конце, так ничего и не узнали бы о нем».
«Одна семья имеет не больше права выстроить лично для себя такого рода храм, чем воздвигнуть Вавилонскую башню. Для простого смертного такое обиталище неприлично».
И далее в таком духе идет подробное описание комнат. Наверное, так же тщательно современники Теккерея описывали свои «экскурсии» в дневниках, чтобы не забыть детали, которые бы можно было посмаковать на обедах и балах.
В современной Англии дом и особенно сад по-прежнему являются предметами гордости англичан. Даже проводятся конкурсы на лучший сад, победитель которого становится уважаемым человеком, примером для подражания. Но уже мало кто рад незнакомцам в своем доме.
У меня весьма неоднозначное отношение к описанной выше традиции. Понятное дело, что и современный мир, и менталитет наших соотечественников делает невозможным проведение подобных экскурсий у себя дома. Но зато в мини-отеле «Гринвич» в любое время готовы проявить гостеприимство и, подобно экономкам XVIII века, рассказать об отеле и деталях интерьера, несущих в себе «дух Англии». А также напоить чаем и пригласить к нам снова. Ведь «доброму гостю хозяин рад».
Burn not your house to rid it of the mouse.
He сжигай своего дома, чтобы избавиться от мышей.
Комментарии
Оставить комментарий