Давеча стала счастливой обладательницей английского чая. И не какого-нибудь, а привезенного по заказу из самого Лондона! Но пост будет отнюдь не про чай. Серебристая коробочка, пакетик в тон и дотошность до мелочей (в данном контексте — исключительно положительное качество) дарившего человека стали поводом для того, чтобы мой любопытный нос полез в сеть и выяснил — кто скрывается за логотипом «Fortnum & Mason»? Мне простительно: до туманного альбиона до сих пор не добралась, могу и не знать. Русскоязычный интернет на факты скуповат, а вот в англицком — было чем разговеться.
Наверное, старики Фортнум и Мэйсон, если бы не почили в бозе два столетия тому назад, сейчас плакали бы крокодиловыми слезами счастья, знай они, что в далекой России кто-то, получив всего лишь одну баночку чая, настолько проникся лояльностью к их компании, что пишет нынче об этом целый рассказ. Не об этом ли мечтают все гуру маркетинга? Эх, салабоны — раньше надо было начинать... В чем секрет знаменитого английского газона? Ничего сложного: его каждый день подстригают. И все. Каждый день на протяжении 300 лет. С «Fortnum & Mason» - та же история.
Чья больше заслуга — Уильяма Фортнума или Хью Мэйсона — в том, что когда-то неприметный магазинчик стал впоследствии одним из самых респектабельных гастрономов, теперь уже сложно сказать. Да и шутка ли: дело-то затеялось аж в 1707 году! Но еще до этого молодцу Вильяму посчастливилось попасть во дворец королевы Анны. Чем он там толком занимался — не совсем ясно, в одних источниках пишут, что был посыльным, в других — что чистильщиком канделябров. Да это уже и не так важно. Важно, что его молодой и предприимчивый ум подсказал ему одну штуку, которую сегодня назвали бы «добавочной стоимостью». Дело в том, что наполовину использованные свечи из королевских канделябров он решился продавать дворцовым дамам. Вот наглец, да? А, с другой стороны, чего добру пропадать-то? Сия дерзость позволила ему к определенному времени накопить деньжат, которых почти хватало на открытие крошечной бакалейной лавки на Дюк Стрит. Дальше, как водится, дело за малым: «в нужном месте в нужное время». Первым оказалась его комната, в которой по случайности жил Хью Мейсон, который «в нужное время» уже управлял магазином на площади Сент-Джеймс и как раз имел ту самую, необходимую для открытия нового дела, недостающую сумму. Ломать голову над названием молодые люди не стали. И вот в 1707 году в Лондоне на Пиккадилли появился неприметный и никому еще тогда не известный «Fortnum & Mason». Уходя из дворца, славный малый Уильям Фортнум унес оттуда не только ловко заработанные им деньги, но и солидные связи. Подобный «промоушн» возымел результат: F&M с первых дней своего открытия каким-то непостижимым образом умудрился стать поставщиком королевского двора Великобритании. Как такое возможно — история умалчивает. Наверное, Уильям просто хорошо знал, кому нужно было в свое время ослепительно улыбаться. Впрочем, что уж там говорить, связи связями — но высокое качество товаров, эксклюзивность, ручная работа также были свойственны F&M с самого начала, а трехсотлетняя история гастронома лишь укрепляла его репутацию поставщика лучших продуктов со всего света.
К 1761 году магазин на Пиккадилли стал излюбленным местом закупок продовольствия среди самых состоятельных лондонских фамилий. И неудивительно, ведь здесь можно было купить все — от эпического холодца из креветок до готового лобстера. И все — наивысшего качества. Но первоначально F&M специализировался исключительно на колониальных товарах. В первую очередь, на чае. Местные сорта чая прославили гастроном на весь мир, а традиционные чайные коробочки с выгравированными на крышке инициалами F&M можно было увидеть и в королевских дворцах, и в домах аристократов. Дело своих отцов продолжили не менее толковые потомки, при этом продажей только продуктов они решили себя не ограничивать. К девятнадцатому веку "Fortnum & Mason" уже предоставлял все необходимое для сервировки и обслуживания любого мероприятия: приборы и декорации для столов, посыльных, официантов, поваров — ни одна праздничная церемония теперь не обходилась без королевского поставщика. Кстати, именно "Fortnum & Mason" стал первым в мире продовольственным магазином, который предложил своим покупателям приобрести сразу готовые блюда, например, жареную утку с зеленым горошком за пять шиллингов или фаршированного трюфелями фазана за пятнадцать. Другим достойным внимания нововведением британского гастронома стали его продовольственные корзины, известные нынче на весь мир. И тут снова проявился маркетинговый гений F&M: незадолго до Рождества 1972 года в прессе было напечатано необычное объявление, в котором анонсировалась продажа изысканной коллекции экзотических фруктов, конфет и прочих сладостей, упакованных в украшенные орнаментом коробки и корзины. Нетрудно догадаться, что то Рождество вся лондонская аристократия встречала уже именно с этими наборами деликатесов. По другой версии, появлением продовольственных корзин «Fortnum & Mason» обязан многочисленным войнам, которыми было отмечено 19-е столетие: компания отправляла офицерам на передовую корзины с дорогими продуктами, набор которых постоянно менялся. Разумеется, не оставались без внимания и увеселительные мероприятия (как то ежегодные скачки в Эскоте и Эпсоме, Хенлейская регата, Уимблдонский турнир). Чтобы подготовить провизию для зрителей и участников спортивных состязаний, персоналу гастронома на Пиккадилли приходилось начинать работать в 4 часа утра.
Еще один факт, о котором нельзя не сказать — это то, что «Fortnum&Mason» был единственным гастрономом, имевшим специализированный отдел для снабжения провизией экспедиций и сафари. Уже в середине 19 века этот торговый дом выпускал уникальные мясные таблетки, предназначенные для спортсменов. Они позволяли получать лошадиную дозу белков и протеинов, не отрываясь от плавания, рыболовства и стрельбы. Кстати, во время особо длительных заседаний этим полезным изобретением не гнушались пользоваться даже члены британского Парламента. Участники похода на Эверест 1922-го года увезли с собой четыре дюжины бутылок шампанского и шестьдесят банок фуа-гра от F&M. Похожим набором снабдили и скандально известную экспедицию, изучавшую пирамиду Тутанхамона. Кстати, в скандале косвенно был замешан и ни в чем не повинный гастроном. Дело в том, что египетская служба по антиквариату обнаружила у археолога Ховарда Картера, возвращавшегося в Англию, неучтенную статую в виде головы ребенка: она была аккуратно положена в пустой ящик как раз из-под вина «Fortnum & Mason». Картер пытался объяснить это особой хрупкостью экземпляра, однако слухи о том, что он пытался пополнить личную коллекцию антиквариата, дошли до Лондона. Естественно, для птицы такого полета, коей является F&M, свойственны и благотворительные жесты. В частности, во время кровопролитных войн двадцатого века лондонский гастроном отправлял своим солдатам на фронт продовольственные корзины с вином, сигаретами, лекарствами, средствами от насекомых, консервами, сухими продуктами и даже специальным «армейский» шоколадом.
В середине XIX века, королева Виктория провозгласила «Fortnum & Mason» «магазином продовольствия номер один». Лучшей рекламы ему было и не придумать. Сами жители Лондона до сих пор называют магазин на Пиккадилли не иначе как «Британский Гастрономический Дом», подчеркивая тем самым его особый статус и место в истории страны. Посещение сего заведения — удовольствие не из дешевых, но качество продаваемых в нем товаров того стоит. Самым популярным товаром в «Fortnum & Mason» по-прежнему продолжает оставаться чай, разные сорта которого специально смешивают и упаковывают в фирменные серебристые коробочки десятки лучших специалистов. На четвертом этаже легендарного магазина есть ресторан и чайный бар, оформленные в традиционном для английского чаепития стиле. Сам чай сервируется в тонких фарфоровых чашках, а на серебряных подносах подается множество закусок — от соленых орешков и мини-сэндвичей до свежайших булочек-сконов с ежевичным, малиновым и абрикосовым джемом. Надо ли говорить о том, что столик в этом баре необходимо заказывать заблаговременно?.. Для многих жительниц Лондона идеальный день начинается с похода именно в «Fortnum & Mason». «Ведь это так прекрасно, когда тебя обслуживают, как графиню, в то время как ты покупаешь всего-навсего фунт кофе», - говорят они, - «Двери открывает респектабельный швейцар, а за прилавками стоят продавцы, облаченные во фраки». Впрочем, разве в магазине, который сотни лет поставляет продукты королевской семье может быть как-то иначе?...
На сайте легендарного гастронома на Пиккадилли «англичанство» чувствуется уже при загрузке первой страницы, проверьте сами. А вот здесь очень симпатичная видеоэкскурсия по магазину.
P.S. Только ли в Англии есть «Fortnum & Mason»? Да, и еще три магазина в Японии. «Fortnum & Mason» очень щепетильно относится к открытию торговых пространств для продажи своей продукции. И правильно — умельцы с Дерибасовской вам тут такого чая понамешают... Хотя, по утверждению сети гастрономов премиум класса «Глобус Гурмэ», честь представлять продукцию «Fortnum & Mason» отныне предоставлена и ей. Надо будет съездить проверить...
You cannot wash charcoal white.
Уголь добела не отмоешь
Оставить комментарий