«Полагаю, что ни в одной части света англичанам не живется лучше, чем в Петербурге» - так писала Элизабет Джастис, гувернантка трех дочерей петербургского купца Хилла Эванса, жившая на берегах Невы с 1734 по 1737 год.
Первые британцы, поселившиеся в новой русской столице, были приглашены основателем города Петром I. Это были моряки, инженеры, математики, врачи. Британская община стала одной из первых иностранных общин Санкт-Петербурга, она продолжала расти и после смерти императора Петра I, несмотря на разрыв дипломатических отношений в 1720 году. Отношения возобновились через 10 лет, а в 1734 году был заключен первый англо-российский торговый договор, который придал Британии статус страны наибольшего благоприятствования, и английские купцы поехали в Петербург.
Обычный путь с берегов Альбиона в Петербург вел сначала в Кронштадт, а отсюда, пройдя необходимые таможенные процедуры, путешественники отправлялись в столицу.
Историк британо-российских отношений Э.Кросс образно писал, что в 18 веке коммерческое сердце петербургских англичан находилось на Стрелке Васильевского острова, у Гостиного двора, который располагался рядом с причалами торгового порта. Сюда из Англии прибывали корабли, груженые разнообразными товарами, и один из современников перечислял, что это были «книги, карты, гравюры, мебель, одежда, всевозможные скобяные изделия, лошади, экипажи, шляпы, кожи, лекарства, почти все предметы обихода, комфорта и роскоши». Естественно, везли в бочках английский эль, которым любили запивать устриц петербургские модники. А в самом Петербурге было три английских пивоварни. К 1790 годам в русской столице было уже 28 английских торговых домов и полторы тысячи уроженцев Британии постоянно жили здесь (чуть мене 1% всего населения города).
Англичане быстро наладили в России свою торговлю. Французский посланник Сегюр Р.Ф., прибывший в Петербург в 1785 году для налаживания торговых отношений был чрезвычайно обеспокоен монопольным положением английских купцов. Он писал: «В самом деле английские негоцианты образовали в Петербурге целую грозную колонию. Разбогатев торговыми оборотами и находясь под покровительством своего благоразумного правительства, которое не потворствует частным выгодам, а имеет всегда в виду общее благо, до того размножили свои заведения и дома, что занимали в Петербурге целый квартал, называемый Английской линией».
Английская линия, или Английская набережная первоначально носила название Галерной и в первые годы существования Петербурга в основном застраивалась непритязательными домами рабочих и служащих. В середине XVIII века здесь селятся английские купцы, и появляется немало домов, принадлежащих англичанам. В 1753 году на набережной открывается Англиканская церковь (дом № 56).
1 марта 1770 г. банкиром Гардиром, жившим на Английской набережной был основан Английский клуб, который предназначался сначала для общений английских купцов, ремесленников и гувернеров, живших в Петербурге. Поначалу был нанят небольшой дом на Галерной улице, так как состояло в клубе всего 50 человек. Но клуб пользовался популярностью и через 10 лет насчитывал уже 300 членов, и большую часть клубменов составили русские аристократы. В этом же году здесь же открывается Английский театр, где выступают артисты из Лондона. С этого времени название Английской набережной закрепляется надолго.
С середины 18 века и на протяжении почти всего 19 века Английская набережная являлась душой аристократического Петербурга и излюбленным местом проведения всевозможных праздников, здесь кипела светская жизнь столицы. В особняках на английской набережной проходили самые знаменитые в столице балы. Здесь проходили светские гуляния и праздники, давались пышные балы и званые обеды, проводились литературные и музыкальные вечера. Владельцами особняков были члены царской фамилии и представители именитого русского дворянства Юсуповы, Шереметевы, Строгановы, Толстые, Нарышкины, Румянцевы, Меньшиковы и многие другие Во второй половине 19 века их сменили банкиры и предприниматели, промышленные магнаты Тенишевы, Полдяковы, фон Дервизы, Штиглицы. Среди жителей набережной было немало писателей, поэтов, художников, ученых, тех, кто оставил след в истории русской культуры: Фонвизин, Пушкин, Тютчев, Блок, Дягилев.
Недалеко от Английской набережной от реки Мойки берет свое начало Английский проспект Петербурга, который возник в 18 веке и с 1771 года назывался Аглинской перспективой. В 1918 году он был переименован в честь одного из руководителей Британской социалистической партии, Джона Маклина, и назывался проспектом Маклина. Прежнее название проспекту вернули в 1994 года, и это было приурочено к визиту английской королевы в Петербург.
Английский проспект преимущественно застраивался в XIX—XX веках. Здесь жила театральная богема Петербурга. Дом 18 в 1892—1906 годах принадлежал М. Ф. Кшесинской, в доме 27 жила Вера Комиссаржевская, в доме 39 – Вацлав Нижинский. В 1909 году зодчий А. А. Бернардацци по заказу золотопромышленника Кольцова построил на углу Офицерской улицы (ныне ул. Декабристов) и Английского проспекта, доходный дом, который сразу же из-за причудливого смешения различных романтических стилей получивший среди петербуржцев прозвище «Дом-сказка». Здесь жила русская балерина Анна Павлова, и потому среди петербуржцев этот дом был известен как «Дом Анны Павловой». Бывали здесь балетмейстер Михаил Фокин и поэт Самуил Яковлевич Маршак, крупнейшие профессора Консерватории, композиторы, актёры, режиссёры.
В 1942 году в «Доме-сказке» начался пожар, который за несколько дней уничтожил большую часть здания. После войны здание разобрали, сохранив лишь дворовые флигеля. Здание было отстроено на старом фундаменте, без восстановления внешнего облика. Сейчас скромная архитектура восстановленного дома уже ничем не напоминает сказочную композицию, рождённую в живом воображении зодчего.
Ни в чем так не выразилось благотворное английское влияние на русскую культуру, как в создании пейзажных английских парков. Годами расцвета парковой культуры Петербурга и окрестностей стало правление Екатерины II. В 1771 году в Россию по приглашению императрицы прибыл английский садовод Джон Буш. Он занялся Английским садом в Гатчине, где строился дворец тогдашнего императорского фаворита Гриогрия Орлова. Одновременно с Гатчиной Джон Буш устраивал пейзажную часть Екатериниского парка в Царском селе. А некоторые уголки Царского Села - Палладиев мост и Китайская деревня - скопированы с английских проектов.
С 1770 годов в России работает шотландец Чарлз Камерон, зять Буша, который также приехал в Петербург приглашению Екатерины II. В 1783-1786 гг. он создает в Царскосельской резиденции ансамбль Камероновой галереи, терм и висячего сада. В 1782 году он строит Софийский собор в городе София (теперь часть Пушкина) около Санкт-Петербурга.
Параллельно с разнообразными работами в Царском селе, в 1782 году Камерон приступил к формированию резиденции наследника Павла — Павловска. По его проектам и под личным наблюдениям построены дворец, парк и ряд парковых павильонов. Пейзажный парк формировался им, исходя из особенностей рельефа, и характера растительности, в естественном лесном массиве в содружестве с художником — декоратором, известным мастером дворцово-паркового искусства и архитектором П. Гонзаго. Павловский ансамбль является вершиной архитектуры и паркостроения в России конца XVIII века.
В 1884 году по приглашению Камерона в Россию приезжает Адам Менелас, уроженец Эдинбурга. Он разбил пейзажный парк в Марьино под Петербургом, работал в Таврическом саду, создал парк «Александрия» в Петергофе и летний дворец «Коттедж» в готическом стиле, Александровский парк в Царском селе и целую серию павильонов – Шапель, Арсенал, Белую башню, выдержанных в духе английской готики. Одной из последних работ мастера стали Египетские ворота в Царском селе (1832 г.).
В августе 1781 года английским садовым мастером Джеймсом Медерсом и архитектором Джакомо Кваренги создается Английский парк, который стал первым пейзажным парком в Петергофе. По проекту Кваренги в парке построен «Березовый домик», который представлял собой небольшую сельскую хижину с бревенчатыми стенами, обитыми снаружи берестой, и покрытой соломой крышей, а внутри него скрывались нарядные интерьеры гостиной, овального зала и шести маленьких комнат с зеркалами, орнаментальной росписью и паркетными полами. Одновременно с Березовым домиком возводился «Новый петергофский дворец», позднее названный Английским. Предполагалось, что дворец станет «домом уединения», предназначенным исключительно для проживания в нем Екатерины II во время ее приездов в Петергоф.
Английский дворец представлял собой монументальное трехэтажное здание с коринфскими колоннами и широкой гранитной лестницей, ведущей прямо на бельэтаж. Вплоть до 1917 года Английский дворец служил местом летнего пребывания иностранных гостей и дипломатов, приезжавших на приемы в Петергоф. В советское время дворец превратился в обычный санаторий. Во время Великой Отечественной дворец был уничтожен артиллерийским обстрелом, Березовый домик полностью сгорел, самому парку также был причинен огромный ущерб. В настоящее время в Английском парке ведутся реставрационные работы.
Есть в царском селе и самое английское место Петербурга – дворец великого князя Бориса Владимировича, двоюродного брата последнего русского императора Николая II. По преданию, эту дачу Великому князю Борису Владимировичу подарила его крестная мать – королева Виктория. Дворец выстроен в 1896-1897 гг. под надзором архитектора С. И. Данини Лондонской фирмой Maple, которая одновременно занималась отделкой интерьеров Александровского дворца. Его возводили из английских материалов, в стиле английских коттеджей или охотничьих замков, по проекту английских же архитекторов Шерборна и Скотта Художественный облик загородного ансамбля произвел большое впечатление на общественность той эпохи, его фотографии были опубликованы в ежегоднике "Мир искусства", о дворце писали. По вечерам здесь собиралась "золотая молодежь" Петербурга. хозяин славился гостеприимством, веселым нравом, а также своим пристрастием к светским развлечениям, изысканной кухне и превосходным винам. Этот особняк стал Домом Рональда Адера в российском фильме «Приключения Шерлока Холмса».
Англичане были зачинателями российского спорта. В 1851 году газета "Северная пчела" писала: "С учреждением яхт-клуба, скачек у нас начал развиваться английский спорт". Так в русский язык вошло еще одно английское слово - спорт, а в жизнь Петербурга - увлечение яхтенными гонками и конными состязаниями. Петербургские британцы стали организаторами спортивной жизни столицы, основателями первых спортивных клубов: гребных, велосипедных, атлетических, теннисных, и, конечно, футбольных.
В 1860 году британское землячество в Петербурге получило в пользование обширное поле за Павловским кадетским корпусом на Петроградской стороне. Сначала там упражнялись члены крикет-клуба, а с 1880 года оборудован первый теннисный корт. На соседнем Крестовском острове занимался английский Гребной клуб, среди активных членов которого был Артур Давидович Макферсон. Он и стал организатором первого теннисного турнира в Петербурге в 1896 году. Он проходил на Крестовском острове, где к концу 19 века насчитывалось девять теннисных кортов. С 1907 г по 1915 г. В Петербурге проходили всероссийские чемпионаты по лаун-теннису, на которых обычно побеждал Феликс Юсупов.
«Английские места Петербурга» прославил культовый сериал о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона режиссера Игоря Масленникова. В различных сериях этого фильма многие улицы и уголки Санкт-Петербурга превратились в Лондон викторианского времени. Так по Кавендиш сквер, которым стала Пушкинская улица, Ватсон разгуливал под зонтом, дожидаясь Холмса с экипажем. Местом убийства коварного Дреббера в заброшенном доме стала дача княгини Салтыковой у метро «Черная речка», Клубом «Диоген» и домом леди Хаксли выступил дворец великого князя Владимира Александровича (Дом Ученых). Дворец «Коттедж» в парке Александрия стал домом Милвертона, а особняк Кшесинской – клубом «Багатель».
А закончить прогулку по английскому Петербургу хотелось бы красивой легендой. В XIX веке некий богатый англичанин, наслышанный о красоте Петербурга, на склоне лет заявил, что ему совершенно необходимо побывать в России и увидеть ограду Летнего сада и Стрелку Васильевского острова. В пору белых ночей его яхта вошла в Неву и бросила якорь напротив Летнего сада. Изумленный и очарованный сказочной красотой северных шедевров, престарелый британец отказался сойти на берег, заявив, что в этом нет никакого смысла, так как более прекрасного он уже не сможет увидеть. После этого яхта снялась с якоря и взяла курс на Англию.
The leopard cannot change its spots.
Леопард не может перекраситься (сколько волка ни корми, он все в лес смотрит).
Комментарии
-- cure premature ejaculation
http://prematureejaculationpharm.com/#29912 -- cure premature ejaculation
Оставить комментарий